В условиях динамично меняющегося мира возникает соблазн действовать ситуационно, решать только текущие задачи, а вопросы стратегического управления оставлять на потом. В результате в моменты, когда необходимо меняться, бизнес продолжает держаться за старые модели, не видит дополнительные возможности и проигрывает в конкурентной борьбе.
Для того, чтобы настроить эффективное стратегическое управление, необходимы современная методология, качественные аналитические инструменты и практико-ориентированный подход. Обладая этим, мы дополнительно готовы предложить нашим заказчикам широкий круг внутренних компетенций, который позволит максимально задействовать ресурсы бизнеса для успешной реализации главных целей.
На каких из всех доступных бизнес-арен играть необходимо, а на каких – нет? Что необходимо предпринять для достижения победы на выбранных аренах? Каковы конкретные перспективы и цели, прогресс движения к которым можно измерять?
Жесткие экономические условия, новые инвестиционные возможности, корпоративные требования или другие причины побуждают бизнес определять направления диверсификации, развития профильных и непрофильных активов и компетенций, совершенствования системы управления.
Стратегия является инструментом реализации интересов владельцев бизнеса, учитывает их ожидания, требования и задаваемые ограничения, в то же время стратегия должна быть доступна для менеджмента и персонала, а значит, переведена на привычный в рамках реализуемых задач и функций язык.
В основе стратегического планирования лежит структурированное понимание индустрии бизнеса и смежных индустрий. Действенным инструментом является бенчмарк-анализ применяемых российских и международных отраслевых бизнес-моделей. При этом разработка стратегии строится на основе анализа разумного объема информации, что позволяет оптимизировать стоимость и сроки проекта.
Разрабатываемая в рамках проекта финансово-экономическая модель бизнеса позволяет осуществлять сценарный анализ и является убедительным инструментом выбора тех или иных стратегических альтернатив. В модель закладывается набор конкретных мероприятий (дорожная карта), необходимых для достижения стратегических целей. После разработки стратегия может быть детализирована по отдельным функциональным направлениям (политикам).
Что необходимо сделать, чтобы успешная на бумаге стратегия принесла успех бизнесу в реальной жизни? Как обеспечить согласованность действий и координацию ресурсов для решения важнейших задач? Как повысить производительность труда, ответственность и вовлеченность персонала, объяснив вклад каждого в общее дело?
Эффективность – одна из ключевых метрик бизнеса, контроль над которой необходим для того, чтобы в период жестких условий успешно двигаться к главным целям. Для снижения степени субъективности и неопределенности в данном вопросе необходим понятный и доступный инструмент, гармонично встроенный в систему управления бизнесом, – система ключевых показателей эффективности (KPI).
Система KPI – инструмент реализации стратегии бизнеса, но иногда стратегия может не быть формализована. Применяемая нами технология с добавлением в состав проекта стратегической сессии позволяет разрабатывать KPI без наличия четкой формализованной стратегии. Действенной является методология построения сбалансированной системы показателей (BSC).
Декомпозиция показателей до согласованного уровня осуществляется в соответствии с финансовой и функциональной ответственностью структурных единиц. В ходе проекта нами могут быть разработаны рекомендации по снятию системных процессных и функциональных противоречий. KPI будут работать на бизнес, если система учета позволяет собирать необходимые данные, поэтому проект по разработке KPI – это всегда достижение разумного баланса между желанием все контролировать и глубиной изменений учетной системы.
KPI являются основой для построения системы материальной мотивации. Разрабатываемая в ходе проекта расчетная модель позволяет определять возможные размеры вознаграждения при различных значениях KPI до внедрения. Система KPI и мотивации формализуется в виде нормативных документов (ЛНА) в соответствии с принятыми в бизнесе стандартами. Внедрение системы KPI и мотивации может осуществляться на базе используемой бизнесом IT-платформы.