+7 (495) 280-03-77
Налоговый маневр: к чему готовиться бизнесу
25 мая 2017

Одним из важнейших предметов обсуждения в Минфине и Минэкономразвития является налоговый маневр. Однако несмотря на то, что идея не вышла из стадии обсуждения, бизнес уже забеспокоился из-за нарастающей налоговой неопределенности.

Теоретически налоговый маневр должен представлять собой смену «формата» поступлений в бюджет без значительных изменений налоговой нагрузки. На практике же значительные изменения не касаются лишь общей суммы налогов и сборов в перспективе нескольких лет. С экономической точки зрения конъюнктура налоговой системы претерпевает существенные модификации.

Наиболее актуальные предложения российских профильных министерств подразумевают снижение ставок по страховым взносам и повышение НДС до 22–24%. При этом недоплату в фонды государству придется чем-то компенсировать: либо снижать затраты на социальное обеспечение, либо увеличивать государственные транши в ПФР, ФСС и ФФОМС.

Бизнесу нужны средства на поддержание развития и вложения в амбициозные проекты, основные средства — ведь зубная фея, по выражению Уоррена Баффета, не будет нести капитальные расходы. Повышение НДС в условиях экономического кризиса приведет к повышению операционных затрат бизнеса и снижению доступных средств для вложения в развитие компании, и эти затраты не сможет компенсировать понижение страховых вносов.

Разумеется, можно привести аргумент, что НДС является налогом отчасти «возвратным», однако при текущем усиленном контроле налоговых органов и тем, что доначисления по НДС составляют почти 50% от общей суммы налоговых доначислений при выездных проверках, вышеупомянутое преимущество НДС во многом нивелируется. Практика работы налоговых органов в последнее время очень жесткая, и в реалиях бизнеса повышение НДС на несколько процентов обойдется в копеечку.

При этом повышение НДС затронет и потребителя: компаниям, осуществляющим розничную торговлю, скорее всего, придется перекладывать повышение НДС на потребителя, так как ущерб в виде снижения объема продаж я оцениваю ниже, чем затраты на то, чтобы взять повышение НДС «на себя».

Мне представляется, что повышение доступных государству операционных средств не сможет компенсировать ущерб бизнесу, нанесенный повышением НДС. Более эффективным вариантом налогового маневра может стать повышение налога на прибыль организаций и введение прогрессивной ставки НДФЛ при снижении НДС и страховых взносов, а также увеличение льгот для бизнеса в сфере технологий и импортозамещения.

Однако НДС является более простым в администрировании налогом, чем НДФЛ, и его повышение не приведет к росту социальной напряженности. При повышении НДФЛ такая угроза явно присутствует.

При этом стоит понимать, что мировая практика едва ли найдет примеры полностью безболезненного налогового маневра; даже самые эффективные «рокировки» поначалу вызывали затруднения для бизнеса и, как следствие, для жителей страны. Повышение НДС спровоцирует «реакционную» инфляцию и приведет к повышению цен, падению покупательной способности. Теоретически грамотный налоговый маневр позволит дать толчок развитию, но стоит ли идти на такой риск с учетом хрупкости экономики — вопрос крайне спорный.

На мой взгляд, при принятии решения о любом варианте налогового маневра стоит помнить, что наиболее эффективным для развития экономики всегда является снижение налогов, а не манипуляция «слагаемыми».

Источник: https://rns.online/opinions/O-riskah-nalogovogo-manevra-dlya-biznesa--2017-05-25/

Поделиться

Отправлением регистрационной формы я даю АО «Альянс Консалтинг» и иным юридическим лицам, входящим в группу компаний АКИГ, своё согласие на обработку моих персональных данных.

Я согласен со всеми условиями