Прошу прислать расширенную информацию по ABC-анализу, у нас огромная база контрагентов в 1С. Как правильно и грамотно сделать ABC-анализ?
Если говорить упрощенно, ABC/XYZ анализ позволяет классифицировать ресурсы компании по степени их важности. В основном данный тип анализа и классификации применяют к товарному перечню и к контрагентам. Особенности данного анализа предполагают укрупненное деление массива данных на категории, поэтому не столь важно большой или небольшой у компании перечень номенклатуры и контрагентов.
В большинстве систем оперативного учета компании 1С предусмотрена возможность проведения ABC/XYZ-классификации и анализа. Проще всего описать принцип этой классификации на примере номенклатуры.
Использование ABC/XYZ-классификации номенклатуры для компании позволяет решить следующие задачи:
ABC-классификация позволяет разделить все товары на три категории: товары А-класса – с большим объемом продаж; товары В-класса – с более умеренным объемом продаж; товары С-класса – наименее ходовые.
Основная идея XYZ-анализа состоит в группировке объектов по мере однородности анализируемых параметров (по коэффициенту вариации). Для этого метода нужно выбрать параметр, по которому будет проводиться анализ (например, количество проданного товара), определить период и число периодов для изучения. Важно, что, чем больше число периодов, тем более показательными будут результаты. При этом сам период должен быть не меньше горизонта планирования, принятого в компании.
В результате анализа все товары будут отнесены по выбранному параметру к одному из трех классов: Х-класс, Y-класс, Z-класс. Если в качестве параметра был выбран показатель количества проданного товара, то трактовать классификацию можно так: Х-класс — это стабильно продаваемые в анализируемые периоды времени товары; Y-класс — это товары с меньшей стабильностью продаж, Z-класс — редко продаваемые товары.
Если результаты АВС- и XYZ-анализа совместить, то получатся девять групп объектов анализа. Они будут сгруппированы по двум критериям: степень влияния на конечный результат (АВС) и стабильность/прогнозируемость этого результата (XYZ).
ABC/XYZ-классификация номенклатуры позволяет разделить товары на следующие группы:
Проведение ABC/XYZ-классификации номенклатуры можно разделить на следующие этапы:
АВС и XYZ классификация контрагентов производится аналогично. Как пример, можно анализировать за определенный период времени на основании анализа данных о продажах товаров клиентам: выручки, прибыли и количестве оформленных документов продажи. Параметры для проведения АВС и XYZ классификации клиентов задаются в настройках параметров учета. Для каждого клиента можно посмотреть динамику изменения показателей АВС и XYZ классификации клиентов. Обобщенные данные можно посмотреть в соответствующих отчетах для анализа клиентской базы.
В учетных системах 1С помимо стандартных средств можно произвести дополнительную классификацию партнеров с помощью так называемых «дополнительных свойств». Для каждого профиля партнера (клиенты, поставщики, конкуренты) можно создать свой набор свойств, дополнительных реквизитов и сведений. Далее на основе этих дополнительных свойств можно проводить ABC и XYZ анализ.
Поделиться