+7 (495) 280-03-77
Как грамотно проводить ABC-анализ
17 ноября 2017

Прошу прислать расширенную информацию по ABC-анализу, у нас огромная база контрагентов в 1С. Как правильно и грамотно сделать ABC-анализ?

Если говорить упрощенно, ABC/XYZ анализ позволяет классифицировать ресурсы компании по степени их важности. В основном данный тип анализа и классификации применяют к товарному перечню и к контрагентам. Особенности данного анализа предполагают укрупненное деление массива данных на категории, поэтому не столь важно большой или небольшой у компании перечень номенклатуры и контрагентов.

В большинстве систем оперативного учета компании 1С предусмотрена возможность проведения ABC/XYZ-классификации и анализа. Проще всего описать принцип этой классификации на примере номенклатуры.

Использование ABC/XYZ-классификации номенклатуры для компании позволяет решить следующие задачи:

  • проанализировать оборачиваемость товаров, стабильность расходов;
  • улучшить показатели оборачиваемости товаров;
  • исключить дефицит материальных ресурсов;
  • оценить запасы товаров; снизить затраты предприятия на покупку и хранение товаров;
  • снизить потребности в оборотных средствах;
  • спрогнозировать дополнительные закупки.

ABC-классификация позволяет разделить все товары на три категории: товары А-класса – с большим объемом продаж; товары В-класса – с более умеренным объемом продаж; товары С-класса – наименее ходовые.

Основная идея XYZ-анализа состоит в группировке объектов по мере однородности анализируемых параметров (по коэффициенту вариации). Для этого метода нужно выбрать параметр, по которому будет проводиться анализ (например, количество проданного товара), определить период и число периодов для изучения. Важно, что, чем больше число периодов, тем более показательными будут результаты. При этом сам период должен быть не меньше горизонта планирования, принятого в компании.

В результате анализа все товары будут отнесены по выбранному параметру к одному из трех классов: Х-класс, Y-класс, Z-класс. Если в качестве параметра был выбран показатель количества проданного товара, то трактовать классификацию можно так: Х-класс — это стабильно продаваемые в анализируемые периоды времени товары; Y-класс — это товары с меньшей стабильностью продаж, Z-класс — редко продаваемые товары.

Если результаты АВС- и XYZ-анализа совместить, то получатся девять групп объектов анализа. Они будут сгруппированы по двум критериям: степень влияния на конечный результат (АВС) и стабильность/прогнозируемость этого результата (XYZ).

ABC/XYZ-классификация номенклатуры позволяет разделить товары на следующие группы:

  • АХ, ВХ — товары отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.
  • AY, BY — товары этих групп при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода. Как следствие, чтобы обеспечить постоянное наличие, для них необходимо увеличить страховой запас.
  • AZ, BZ — товары этих групп при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного страхового запаса приведет к тому, что средний товарный запас торгового предприятия значительно увеличится.
  • CX товары этой группы характеризуются низким товарооборотом, однако отличаются высокой стабильностью потребления. Для таких товаров можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью.
  • CY товары этой группы характеризуются низким товарооборотом и низкой стабильностью потребления. Для таких товаров можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас исходя из имеющихся у торгового предприятия финансовых возможностей.
  • CZ в эту группу попадают все новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть из них можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых торговое предприятие несет потери.

Проведение ABC/XYZ-классификации номенклатуры можно разделить на следующие этапы:

  • настройка параметров ABC/XYZ-классификации;
  • выполнение ABC-классификации номенклатуры;
  • выполнение XYZ-классификации номенклатуры;
  • анализ ABC/XYZ-номенклатуры.

АВС и XYZ классификация контрагентов производится аналогично. Как пример, можно анализировать за определенный период времени на основании анализа данных о продажах товаров клиентам: выручки, прибыли и количестве оформленных документов продажи. Параметры для проведения АВС и XYZ классификации клиентов задаются в настройках параметров учета. Для каждого клиента можно посмотреть динамику изменения показателей АВС и XYZ классификации клиентов. Обобщенные данные можно посмотреть в соответствующих отчетах для анализа клиентской базы.

В учетных системах 1С помимо стандартных средств можно произвести дополнительную классификацию партнеров с помощью так называемых «дополнительных свойств». Для каждого профиля партнера (клиенты, поставщики, конкуренты) можно создать свой набор свойств, дополнительных реквизитов и сведений. Далее на основе этих дополнительных свойств можно проводить ABC и XYZ анализ.

Источник: https://www.kom-dir.ru/question/101-kak-provodit-abc-analiz?utm_source=www.kom-dir.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=Rubrcontentblock_qaКак грамотно проводить ABC-анализ

Поделиться

Отправлением регистрационной формы я даю АО «Альянс Консалтинг» и иным юридическим лицам, входящим в группу компаний АКИГ, своё согласие на обработку моих персональных данных.

Я согласен со всеми условиями